Разговор о школе поможет ребенку почувствовать себя более уверенно на
пороге школы. Представьте, что вы едите в незнакомую страну. Вы
волнуетесь, сомневаетесь, расспрашиваете всех, советуетесь.
1 сентября для ребенка тоже начинается путешествие в незнакомую страну –
школу. И провести ему в этой стране придется куда больше лет, чем он уже
прожил на свете. Расскажите ему об этом. Вспомните, как и сами когда-то
шли «первый раз в первый класс». Чем больше ваш малыш узнает о школе,
тем легче он переступит ее порог.
Часто дети задают вопрос: «А что будет, если я вдруг получу «двойку?» Не
спешите с ответом. Подумайте, что при этом чувствует ребенок. Ему нужна
поддержка. Дайте ему понять, что он имеет право на ошибку, что от этого
ваша любовь к нему не уменьшиться, потому что вы его любите таким, какой
он есть. И не заставляйте его давать какие-либо обещания.
Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений,
уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться,
если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и
эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное
положение – стать школьником.
Родителям важно знать уровень сформированного положительного
отношения к школе, чтобы определить путь формирования его интересов к
ней. Сознательное отношение к школе связанно с расширением и
углублением представлений об учебной деятельности, и прежде всего
эмоционального отношения. Сообщаемый материал детям о школе должен
быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих
любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это
будет активизировать сознание ребенка, создаст положительную установку
на учебу в школе.
При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в
межличностном общении. Они становятся более деловыми, тогда как в
детском саду были более эмоциональными, личностными и
индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам.
Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений к школе.
Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга» все же не долг, а чувство.
А чувство воспитывается не окриком: ты должен сделать! Чувство может
возникнуть в ответ на ваше чувство, на вашу любовь и понимание.
Что такое «Готовность ребенка к школе?»
Учебная деятельность, которая становиться главной для ребенка при
поступлении в школу, требует развития у дошкольников многих качеств.
Среди них можно назвать такие, как речь, мышление, память, внимание,
сформированность положительного отношения к учебе, достаточный запас
знаний и др. При этом для обозначения уровня подготовленности
специалисты чаще всего используют понятие «готовность к обучению в
школе».
Готовность к обучению в школе – это такое развитие качеств дошкольника,
которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной
деятельности.
Готовность к обучению включает различные виды готовности. Прежде всего,
выделяют «функциональную готовность», или «школьную зрелость»,
которая предполагает достаточный для решения задач обучения уровень
созревания у ребенка мозговых структур и нервно-психологических
функций.
Если у ребенка низкая функциональная готовность, то в ходе обучения он
может испытывать трудности, связанные, прежде всего, с психическими
перегрузками. При этом у него возможен достаточно высокий
уровень развития внимания, интеллекта, речи и т.д., но отсутствие
функциональных условий делает обучение рискованным из-за большой
уязвимости психики. Функциональная готовность включает развитие мелких
и крупных движений, развитие органов чувств, запаса знаний.
Другой важной составляющей готовности к обучению в школе
является произвольная готовность – способность ребенка выполнять
указания старшего, достигать поставленной цели, и т.д. Произвольная
готовность включает развитие произвольного внимания, произвольной
памяти, умение действовать по правилу. Достаточное развитие этой
готовности является необходимым для нормальной организации обучения,
т.к. оно требует от школьника умения соблюдать правила и выполнять
предъявляемые школой требования.
Мотивационная готовность к школе обеспечивает положительное отношение
ребенка к обучению в школе. Другими словами, при наличии этой
готовности дошкольник обладает большим желанием учиться. Благодаря
развитию мотивационной готовности у ребенка формируется положительная
внутренняя позиция к учебе.
В ходе обучения в школе у ребенка очень интенсивно начинают развиваться
мышление, память, воображение, внимание и другие познавательные
процессы. Однако при поступлении в школу у дошкольника должен быть
достаточный уровень развития интеллектуальной готовности.
При поступлении в школу ребенок должен также иметь навыки общения со
сверстниками, со старшими. Если дошкольник достаточно развит в этом
отношении, говорят о его социально — психологической готовности к
обучению в школе.
Таким образом готовность к обучению в школе предусматривает развитие у
ребенка многих качеств и свойств.
От простого – к сложному.
Многие считают, что если ребенок посещает детский сад – значит
подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники.
Действительно, специально организованные занятия помогают детям
подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет
неполной и некачественной. Ребенку требуется постоянное закрепление
знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и,
наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с
родителями.
Когда дошкольник сталкивается со специально организованными
видами деятельности, его отношение к ним зависит от эмоционального
опыта.
Адекватное отношение к своим «пробам и ошибками», активность в
обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет
стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором.
Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать
вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника». Создать
позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться
следующие правила:
Дошкольник учиться в игре, где активно и равноправно участвуют
родители;
Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут
лучший результат, чем час-два в выходные дни.
Необходимо учитывать принцип « от простого к сложному». Нельзя
сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый
элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения
уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к
простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
Например, учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет
усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не
стало?»
Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия
ребенка словами: «Если бы сделал(а) так (показ, объяснение) то было
бы еще лучше.